О половой неприкосновенности детей и подростков
Избежать насилия можно, но для этого необходимо:
- объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома.
- стать для ребенка другом, с которым он может поделиться своими переживаниями;
- серьезно воспринять рассказ о совершенном в отношении него насилии со стороны знакомых, родственников;
- поддерживать отношения с друзьями детей и их родителями;
- не отпускать ребенка на улицу одного (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается);
- знать, что ребенок смотрит (исключить просмотр фильмов с сексуальными сценами и сценами насилия).
Правило пяти “нельзя”
Расскажите детям о базовой безопасности:
- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
- Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
- Нельзя садиться в чужую машину.
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
- Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Памятка для родителей и педагогов по общению с ребенком
- Дорожите доверием и любовью ребенка к Вам: это самое ценное, что есть у ребенка для Вас.
- Вашим самым большим подарком для ребенка может стать то время вашей жизни, которое Вы уделяете ему.
- Слушайте ребенка сердцем – это самое чуткое, что у Вас есть.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Он имеет право быть другим, и он неповторимый.
- Больше думайте о том, какие чувства испытывает ребенок. Часто поведение зависит от эмоционального состояния.
- Чувства ребенка, как и ваши, не вечны. Он, как и Вы, не может злиться, ненавидеть и огорчаться постоянно. Это пройдет.
- Ребенок имеет право принимать решения самостоятельно.
- Помогите ребенку осознать, в чем именно состоит ощутимый вред от дурных привычек. Запреты часто способствуют их закреплению.
- Не разрушайте личность ребенка оскорблениями и пренебрежением.
- Не бейте ребенка. Ни у кого нет такого права.
- Согласуйте требования, которые Вы предъявляете к ребенку, с его возрастными особенностями.
- Давайте ребенку право на ошибку. Разве вы никогда не ошибаетесь?
- Помогите ребенку осознать, чем его, на ваш взгляд, поведение вредит ему и окружающим, а не пытайтесь выяснить причину этого поведения. Часто он ее не знает.
- Найдите время и выслушайте ребенка. Иногда ему хочется рассказать о себе и своих проблемах.
- Помните, что ребенок не отвечает за проблемы взрослых.
- Помните, что ребенок учится у вас и хочет быть похожим на Вас.
- Будьте искренни с ребенком, всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, когда слушаете его, когда делаете замечание. Если одобряете – одобряйте искренне. Если Вы говорите одно, а чувствуете совсем другое, ребенок это видит и испытывает смятение и неуверенность во всем.
- Будьте готовы воспринимать ребенка как личность, отдельную от Вас и непохожую на Вас.
- Если ребенок проявляет чувства – не хвалите и не ругайте его за это. Этим Вы поможете ему осознать, что чувства просто есть, и испытывать их может каждый, что чувствовать не запрещается и не стыдно.
- Не делайте ребенку замечаний в присутствии других людей. Поговорите с ним наедине.
Брошюра "Воспитание без насилия"