Психолого-педагогическая работа с трудными подростками

Психолого-педагогическая работа с трудными подростками

В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток «уходит» из школы, он сближается с другими «отверженными». Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости. 

Для подростков трудности их возраста обычно носят объективный характер, и в связи с этим, их поведение является обоснованным чаще, чем взрослые об этом догадываются. Подросток нередко оказывается в жестких рамках, которые порождены субъективностью взрослых, и возникает активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может выразится в разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или в злом умысле подростка.

Положение взрослых более выгодно во взаимоотношениях с подростками, так как у них есть преимущество – возможность выбора линии поведения по собственному усмотрению, чего у подростка обычно нет. Непослушание у подростка принимает форму протеста, а сама ситуация - характер конфликта. Главное, что тяготит подростка в его взаимоотношениях со взрослыми – это чувство внутренней несвободы, ограничение его в деятельности. Нередко взрослые сами не в состоянии убедительно аргументировать свои запреты. Нередко решающим аргументом является то, что он старше и уже занимает какое-то положение в обществе. Часто звучит выражение: «Доживи до моих лет, а потом предъявляй свои требования» Взрослые более консервативны, чем подростки и поэтому должны допускать возможность того, что они могут быть неправыми, и надо уметь признать свою неправоту.

Причины возникновения категории «трудные подростки» 

Биологические причины:

  1. нарушения центральной нервной системы;
  2. несвоевременная диагностика умственной отсталости;
  3. неравномерность полового созревания;
  4. аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в возрасте 30 лет;
  5. наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания).

Социальные причины:

  1. социальный статус района;
  2. пассивность общественности;
  3. педагогические ошибки воспитателей;
  4. неблагополучный социально – психологический климат в школе;
  5. стиль преподавания в школе;
  6. трудность школьных программ;
  7. неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);
  8. воспитание детей в жестокой семье;
  9. многодетные семьи.

Психологические причины:

  1. конфликт ролей у подростка;
  2. конфликт уровня притязаний и самооценки;
  3. конфликт со взрослыми;
  4. конфликт со сверстниками;
  5. сексуальный конфликт;
  6. неуспех ребенка в ведущей деятельности;
  7. неразвитость самосознания;
  8. неадекватная самооценка;
  9. личностный кризис.

Комплексные причины:

  1. общесоциальные причины;
  2. социально-демографические причины;
  3. социально-правовые причины;
  4. социально-медицинские причины;
  5. организационно-управленческие причины.

Типичные ошибки педагогов и родителей

  1. «При уступчивости дети получают распушенное, а при постоянном противодействии – ложное воспитание» (И. Кант) При упрямстве следует оказывать подростку естественное сопротивление, но не ломать его волю.
  2. В конфликте между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.
  3. Требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции.
  4. Расширение оценки успеваемости до оценки личности. Отличная успеваемость не означает высоких личностных качеств и наоборот.
  5. Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного неуспехам другого учащегося, так как снижается или завышается самооценка.
  6. Ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы (например, в вопросах пола). Ответы должны быть правдивыми, лишь степень детализации должна быть различной.
  7. Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает только грубость.
  8. В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы общения неэффективны, используйте невербальные, опосредованные – кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проблем.

Что же делать родителям и педагогам?

  1. Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
  2. Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
  3. Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
  4. Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
  5. Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
  6. Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное!
  7. Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха.
  8. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.
поделиться в: