Методы народной педагогики по воспитанию детей

Метод воспитания (от греческого «методос» - «путь») - путь достижения заданной цели воспитания.

В педагогической литературе дается описание большого количества методов. В настоящее время наиболее объективной и удобной признана классификация методов воспитания Г.И. Щукиной на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания. Они определяются целями, содержанием, средствами воспитания.

В этнопедагогике выделены следующие средства воспитания: слово, дело, религия, природа, традиция, игра, общественное мнение. В соответствии с названными средствами методы народного воспитания можно объединить также на группы:

  • слово – просьба, совет, намек, рассказ, приказ;
  • дело – пример, приучение, упражнение, показ, испытание;
  • религия – благословенье, поверье, заклинание, исповедание, проклятье;
  • природа и искусство – наблюдение, воспроизведение, сравнение;
  • традиции – знакомство и осознание традиций;
  • игра – соревнование, имитация, награда, угроза.

Разъяснения и убеждения применяются с целью формирования положительного отношения к труду, достойного поведения в семье, обществе. Для народной педагогики особое значение имеет показ способов выполнения различных видов труда. После разъяснения и показа вступают в силу упражнения, которые должны выработать необходимые навыки и приемы труда.

Назидание - один из распространенных приемов в семейной педагогике: отца - сыну, старшего - младшему.

Убеждение содержит в себе разъяснение и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем, чтобы учащийся не сомневался в разумности определенных понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.

Поощрение, одобрение, похвала - важнейшие методы народного воспитания, оказывающее большое стимулирующее воздействие. Люди всегда испытывают потребность в оценке своего труда, поведения, игры. В дни семейных праздников, особенно в день рождения, поощрение может быть выражено в преподнесении недорогих подарков. Но поощрение должно быть объективным, обоснованным, справедливым для стимулирования на дальнейшие успехи.

Все вышеперечисленные методы народного воспитания использовались для стимулирования или оценки деятельности человека, если они вписывались в нормы человеческого общежития. Но, к сожалению, в жизни случались и отклонения от норм народной этики. В таких случаях приходилось обращаться к таким методам, как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрек.

Указанные методы воспитания не являются набором теоретических умозаключений. Они воплощены в нравственных кодексах многих народов, в пословицах, поговорках, афоризмах и напрямую воздействуют на волю и чувства человека. Они проверены временем и опытом разных народов. В этом заключается их действенность, сила и достоверность.

Таким образом, самым действенным методом народного воспитания в педагогике считается личный пример. Любые методы воспитания окажутся не эффективными, если сами воспитатели (родители или педагоги) не будут служить примером для подражания.

Педагог-психолог А.А.Леонович