(в помощь педагогу)
Деятельность образовательного учреждения по социализации и профессиональной ориентации обучающихся должна быть системной, т.е. в ней должны участвовать все кто работает с учащимися. Важнейшим условием в профессиональной направленности становится грамотное планирование работы куратора учебной группы и преподавателя. Профориентационная работа куратора учебной группы и преподавателя должна включать в себя разнообразные приемы, формы, методы и технологии.
Профессиональная ориентация в колледже— это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку учащихся к становлению в профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда.
Профессиональная ориентация в колледже включает в себя:
1)профессиональное просвещение — ознакомление учащихся с современными технологиями в области медицины, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями профессии медицинский работник, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у учащихся мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание выбранной профессии.
2) профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в их профессиональном становлении.
3) психолого-педагогическая поддержка — методы направленные на формирование позитивного настроя и уверенности в будущей профессии.
В систему профориентации колледжа входят следующие основные компоненты:
цели и задачи по профориентации,
- основные направления работы по профориентации,
- формы и методы профориентационной работы с учащимися.
Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к становлению в выбранной профессии, удовлетворяющее как его личные интересы, так и общественные потребности, и запросы рынка.
Задачи:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе становления в профессии и сфере будущей профессиональной деятельности;
- формирование у учащихся положительной мотивации к трудовой деятельности.
Кураторам учебных групп в рамках профориентационной работы рекомендуем:
- составлять для группы план педагогической поддержки профессионального становления учащихся, включающий разнообразные приемы, формы, методы, средства, активизирующие их познавательную, профессиональную активность;
- организовывать индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции с целью формирования профессиональной направленности учащихся;
- помогать учащимся группы проектировать индивидуальную профессиональную траекторию, моделировать варианты профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
- организовывать тематические и комплексные экскурсии учащихся в медицинские учреждения, приглашает специалиста для проведения беседы с учащимися по направлению их профессиональной деятельности;
- проводить беседы с родителями по проблеме профессионального становления учащихся;
- проводить тематическую неделю ко Дню медицинского работника (проведения открытых кураторских часов, выпуск стенгазет, конкурс видеороликов по специальности своей группы);
- активизировать участие учащихся колледжа в организации и проведении профориентационной работы для учащихся школ города.
Педагогами в рамках профориентационной работы рекомендуем:
- в содержание урока рекомендуется включать задания, упражнения творческого, проблемного характера.
- способствовать развитию познавательного интереса, профессиональной направленности личности учащихся, используя разнообразные приемы, формы, методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, факультативы, конкурсы газет, домашние сочинения и т.д.:
- при проведении уроков важно учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся, стиль взаимоотношений на уроке.
- способствовать формированию у учащихся адекватной самооценки;
- учитывать и поддерживать высокую значимость мотива стать высококвалифицированным специалистом;
- целенаправленно формировать мотив успешности будущей профессиональной деятельности;
- усилить формирование ценностного отношения к получению диплома;
- развивать мотивацию получения интеллектуального удовлетворения.
- активно формировать позитивное отношение к полученным знаниям и их качеству;
- повышать мотивацию к высоким результатам учебы;
- уделять внимание педагогической диагностике;
- повышать личностный аспект взаимодействия преподавателей и учащихся;
- повышать состязательность, соревновательные моменты в обучении, рейтинги.
- освоение учащимися программного содержания учебного предмета необходимо сочетать с продуманной системой внеурочных мероприятий, что будет способствовать развитию интереса учащихся к избранной профессии, познавательной, творческой активности учащихся.
- конкурсы профессионального мастерства среди учащихся мотивируют творческую инициативу, стимулируют профессиональное самосовершенствование, саморазвитие, выявляют талантливых, одаренных учащихся, повышают значимость и престиж профессии.
- с целью формирования профессионального интереса учащихся рекомендуется проводить различные экскурсии: на выставки, тематика которых связана с избранной профессией. Наиболее эффективно использовать методы: показа, анализа объекта, наблюдения, рассказа, беседы, обсуждения, фиксирования, сопоставления.
- важнейшую роль в формировании интереса к учению принадлежит научно-практическим конференциям, интеллектуальным играм. Такая форма внеурочной деятельности не только расширяет профессиональный кругозор учащихся, мотивирует познавательную деятельность.
- в целях развития профессиональной и учебной мотивации можно рекомендовать организовывать встречи с успешными выпускниками – победителями конкурсов профессионального мастерства, работающими в учреждениях здравоохранения.
Педагогам можно рекомендовать возможные направления самообразования педагога в контексте рассматриваемой проблемы:
- повышение уровня специальных знаний и умений по теории и практике преподаваемой дисциплины;
- улучшение качества знаний по возрастной психологии;
- изучение инновационного педагогического опыта по использованию технологий личностно ориентированного, дифференцированного, проблемного, диалогового, рефлексивного обучения;
- изучение и апробация методов и приемов мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся.