Рекомендации участникам образовательного процесса по формированию у учащихся самосохранного и ответственного поведения, позитивно настроенной личности.

Систематизация деятельности, которая включает в себя: диагностику, планирование, стимулирование, организацию, коррекцию воспитания культуры безопасности позволит достичь положительных результатов.

Педагог как лицо, заинтересованное в повышении культуры безопасного поведения учащихся является координатором деятельности, осуществляет посредническую функцию. Работа должна строиться по направлениям:

  • создание здоровьесберегающей инфраструктуры учреждения;
  • образовательный процесс (педагоги, учащиеся, родители);
  • внеурочная деятельность (секции, соревнования, беседы и т.д.;)

Необходимо использовать возможности кураторских часов как системы по формированию культуры безопасного поведения. Воспитывать у учащихся любовь к Родине, чувство долга, толерантность, уважение к старшему поколению, ответственное отношение к принятию решений и т.д. На лекциях анатомии изучая особенности строения организма, особое внимание уделять формированию здорового образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью.

Педагогам самим на лекциях важно соблюдать безопасные условия и формировать безопасные навыки у учащихся, проводя инструктажи, беседы, контролируя правильность выполнения заданий и т.д.

С целью повышения познавательной активности на лекциях использовать мультимедийное оборудования.

Особое внимание следует уделить внеучебной деятельности по формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, готовности к безопасному поведению.

Куратором учебных групп при построении кураторских часов работы с учащимися необходимо планировать следующие мероприятия:

  • тренинги по формированию уверенного поведения, умения общаться, расширения знаний о чувствах и эмоциях;
  • беседы, диспуты, брейн-ринги, информационные часы с целью формирования у учащихся потребности в безопасности;
  • мотивировать учащихся на самопознание, самообучение в области безопасности.

Работа по формированию культуры безопасности будет эффективна, если использовать различные методы. Словесные методы обучения: рассказ, лекция, беседа, круглый стол, дискуссионный клуб, инструкции о правилах поведения и др.

При формировании культуры безопасного поведения рассказ педагога должен быть эмоциональный, затрагивать чувства учащихся. Можно использовать собственных ситуаций, как наглядный пример.

При проведении беседы важно установить доверительные отношения, выбор темы должен быть актуален, понятен, интересен для учащихся ( «О вредных привычках», «Наркотики – чума 21 века», «Здоровым будешь - все добудешь» и т.д.). Круглый стол, как метод, требует определенной цели, умения выражать свое мнение, соблюдать правила общения в группе.

Дискуссионный клуб помогает учащемуся развивать свои коммуникационные, социально-личностные, исследовательские качества. Тематику выбирают сами учащиеся под руководством педагога, куратора учебной группы. Сочетание словесных методов с наглядными оказывает наиболее эффективное воздействие. К наглядным методам относятся: наблюдение, видеоролики, презентации, социальная реклама, экскурсии, брошюры, листовки и др.

Наблюдая за действиями других людей в опасной ситуации, учащиеся без ущерба для своего здоровья осмысливают ошибки, анализируют и запоминают правильные действия.

Использование видеороликов, мультфильмов, презентаций, социальной рекламы при формировании ценностного отношения к своей безопасности важно, так как подростки воспринимают информацию в таком виде легко, им она понятна, интересна и хорошо запоминается. Привлечение подростков к самостоятельному созданию презентаций, видеороликов, рекламы способствует развитию у них творческих способностей.

Вывод:

Для формирования культуры безопасного поведения необходимо определить цель, задачи, принципы, ожидаемые результаты работы. Работа должна строиться системно и целенаправленно с привлечением большого числа специалистов.

Педагог социальный Залозная Л.В.

поделиться в: