В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети – сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берёт на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребёнок, потерявший родите-лей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребёнка
В настоящее время широко используются два понятия: СИРОТА (СИРОТСТВО) и СОЦИАЛЬНЫЙ СИРОТА (СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО)
Дети - сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота – это ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка.
Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей.
Общее физическое, психическое развитие детей-сирот отличается от развития сверстников, растущих в семьях.
У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.
Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
Проблемы детей-сирот
- Жилищно-бытовые (отсутствие игрушек, вещей, сладостей, жилья, отсутствие социальных навыков и тд.)
- Педагогические (запущенность, ЗПР, трудности в усваивании учебного материала, неразвитость саморегуляции, наличие девиаций и тд.)
- Социализация и адаптация (трудности в установлении контактов, низкий уровень социального интеллекта и социальной роли, отсутствие самостоятельности и тд.)
- Психологические (пониженная самооценка, непринятие себя, низкая стрессоустойчивость, утрата своей ценности, нехватка внимания, заботы и любви и тд.)
- Эмоциональные (с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя и тд.)
Психологические проблемы детей-сирот:
- Неадекватная самооценка.
- Когнитивный диссонанс.
- Тревожность, страхи.
- Недоверие в отношениях.
- Эмоциональные нарушения.
- Чувство одиночества.
- Нарушение социальных ролей.
- Проблемы адаптации, девиантность.
- Ранние сексуальные и патологические влечения
- Нарушение общения со взрослыми.
Социализация охватывает все этапы человеческой жизни, но её фундамент закладывается в детстве. От этого фундамента зависят качества ребёнка – лидера или жертвы общественной системы. От того, каким будет это детство, где оно происходит, зависит дальнейшая судьба человека, его характер и тип личности.
К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, часто повторяют судьбу своих родителей.
Пути преодоления социального сиротства:
- Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.
- Возрождение духовной культуры нации.
- Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.
- Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку.
Педагог социальный
Самкович И.Л.