Социальное сиротство как одна из проблем современного общества

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети – сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берёт на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребёнок, потерявший родите-лей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребёнка

В настоящее время широко используются два понятия: СИРОТА (СИРОТСТВО) и СОЦИАЛЬНЫЙ СИРОТА (СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО)

Дети - сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота – это ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка.

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей.

Общее физическое, психическое развитие детей-сирот отличается от развития сверстников, растущих в семьях.

У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Проблемы детей-сирот

  • Жилищно-бытовые (отсутствие игрушек, вещей, сладостей, жилья, отсутствие социальных навыков и тд.)
  • Педагогические (запущенность, ЗПР, трудности в усваивании учебного материала, неразвитость саморегуляции, наличие девиаций и тд.)
  • Социализация и адаптация (трудности в установлении контактов, низкий уровень социального интеллекта и социальной роли, отсутствие самостоятельности и тд.)
  • Психологические (пониженная самооценка, непринятие себя, низкая стрессоустойчивость, утрата своей ценности, нехватка внимания, заботы и любви и тд.)
  • Эмоциональные (с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя и тд.)

Психологические проблемы детей-сирот:

  • Неадекватная самооценка.
  • Когнитивный диссонанс.
  • Тревожность, страхи.
  • Недоверие в отношениях.
  • Эмоциональные нарушения.
  • Чувство одиночества.
  • Нарушение социальных ролей.
  • Проблемы адаптации, девиантность.
  • Ранние сексуальные и патологические влечения
  • Нарушение общения со взрослыми.

Социализация охватывает все этапы человеческой жизни, но её фундамент закладывается в детстве. От этого фундамента зависят качества ребёнка – лидера или жертвы общественной системы. От того, каким будет это детство, где оно происходит, зависит дальнейшая судьба человека, его характер и тип личности.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, часто повторяют судьбу своих родителей.

Пути преодоления социального сиротства:

  1. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.
  2. Возрождение духовной культуры нации.
  3. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.
  4. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку.

Педагог социальный

Самкович И.Л.

поделиться в: