Памятка для педагогов по профилактике насилия

Что указывает на то, что учащийся является жертвой насилия:

Эмоциональное состояние

- низкая самооценка, пассивность;

- сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;

- беспокойство, повышенная тревожность.

- депрессивные состояния, печаль.

Поведение

- оппозиционное; заискивающее, регрессивное;

- несоответствуюшая возрасту ответственность;

- саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).

- возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.

Интеллект

- снижение или полная потеря интереса к учебе;

- задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;

- снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая неуспеваемость;

- нарушения речевого развития,

- заторможенность в ответах, при выполнении заданий;

- трудности запоминания, концентрации внимания.

Взаимоотношения с окружающими

- неумение общаться с людьми, дружить;

- отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;

- стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;

- требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;

- агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;

- роль “козла отпущения”;

Физическое состояние

- маленький рост, недостаточный вес;

- гигиеническая запущенность, неопрятный вид;

- психосоматические заболевания, неврозы;

- постоянный голод и/или жажда;

- чрезмерная и практически неконтролируемая мастурбация.

Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении учащегося, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.

Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия

  • Законы о защите прав ребенка.
  • Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
  • Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры), номера “Телефонов Доверия”.
  • Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
  • Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
  • Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
  • Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
  • Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
  • Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
  • Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.

Психолого-педагогические правила организации общения между педагогом и учащимися

  1. Будьте внимательны к своим учащимся, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания педагогов и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.
  2. Обратите внимание на изменение работоспособности учащегося (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).
  3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к учащемуся. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями, законными представителями.
  4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
  5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в группе. Для этого необходимо:

- наблюдать за учащимися и обращать внимание на их поведение;

- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;

- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.

  1. Искренне интересуйтесь жизнью своих учащихся. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!
поделиться в: