Конфликты и способы их разрешения

Конфликты и способы их разрешения

Конфликт – неизбежное  явление социальной жизни.

В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.

 

Среди участников конфликта различают:

 

оппонентов – это стороны, которые выступают в противостояние из-за притязаний на объект конфликта;

вовлеченные группы;

заинтересованные группы.

Вовлеченные и заинтересованные группы участвуют в конфликте по двум причинам: либо они способны повлиять на исход конфликта, либо результат конфликта затрагивает их интересы.

 

Причины возникновения конфликтов:

 

«Позиционный дефицит». Невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности

«Дефицит источников». Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.

Формирование агрессивных реакций человека.

Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте.

Низкий уровень коммуникации.

Низкая культура поведения.

Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного конфликта, легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению.

Структура конфликта

Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу,  стремление к противоположным целям , использование различных средств по их достижению, не совпадению интересов, желаний и т.д. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой – либо мелочи: не удачно сказанного слова, мнения, то есть инцидента – и конфликт может начаться.

Инцидент -  повод, когда одна из сторон начинает действовать (пусть даже не умышленно), ущемляя интересы другой стороны.

Объяснить эскалацию конфликта можно закономерными усилиями каждого участника по поиску поддержки среди окружения и «вербовки» своих сторонников.

 

Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:

 

Значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;

Наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность);

Превышение личной или групповой  терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.

Разные люди склонны называть конфликтом совершенно разные ситуации. Так, для одних это выяснение отношений, для других «косой взгляд» партнера, а для третьего драка и т.д. Поэтому и понятия «конфликтная ситуация» носит не устойчивый характер, зависящий от многих факторов.

 

Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много:

 

  • ухудшение состояния здоровья субъектов;
  • снижение работоспособности;
  • большие эмоциональные затраты и др.;
  • обостряются конкурентные отношения между людьми;
  • представление о противоположной стороне как о враге;
  • чувство обиды, плохое настроение.

 

Однако конфликт может выполнять и позитивные функции:

 

  • проблема решена так, что это устраивает все стороны;
  • совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь;
  • приобретается опыт сотрудничества, который может использоваться в будущем;
  • отношения между людьми улучшаются;
  • он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения;
  • преодолевает застой жизнедеятельности.

Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизма психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.

 

Выделяют пять способов разрешения конфликта: 

  1. Соревнование (конкуренция) - Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. При поражении человек чувствует неудов­летворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.
  2. Уклонение (избегание) - Уход от ответственности за решения; характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересом партнера. Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время. Переход конфликта в скрытую форму. Вы уступили. Решение откладывается.
  3. Приспособление - Сглаживание разногласий за счет собственных интересов; предполагает повышенное внимание к интересам другого, при этом собственные интересы отходят на задний план.
  4. Компромисс - Поиск решений за счет взаимных уступок; представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной. как правило при компромиссном выхода из ситуации человек получает  только половину ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены.
  5. Сотрудничество - Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения. Временные и энергетические затраты. Не гарантированность

 

Основные приемы, необходимые для предотвращения конфликта:                                                   

  • не отвечайте на агрессию агрессией;
  • не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
  • дайте возможность оппоненту высказаться;
  • старайтесь выразить свое понимание в связи с возникающими у оппонента трудностями;
  • в спорах ни когда не переходи на личности;
  • не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;
  • предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке;
  • не давите.
поделиться в: