Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные секты

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

Мф. 7,15

В настоящее время в нашем обществе резко возрос интерес к религии. Духовно-нравственный и экономический кризис вызывает у многих людей чувство неуверенности, незащищенности. В этих условиях обостряется интерес к проблеме жизни и смерти, бессмертия. Испокон веков ответы на эти вопросы давала религия. К.Юнг считал, что религия придает жизни общую смысловую структуру, без которой жизнь казалась бы людям бессмысленной и которая позволяет установить связь с глубочайшими образами (архетипами) коллективного бессознательного.

Мы живем в обществе, где человек волен следовать религиозным убеждениям по своему выбору и в силу своей индивидуальности, убеждений и верований, тогда возникает вопрос, каким же образом нетрадиционные псевдорелигиозные объединения своими учениями привлекают людей в свои ряды.

Нетрадиционная религиозность – новое духовное явление XX в. – обнаружила себя в нашей стране в последнее десятилетие, стала его характерной чертой. В США возникновение «новых религий» зафиксировано с 50-60 годов. С конца 50-х и до середины 80-х годов там было положено начало стольким религиозным новациям, что ученые стали говорить о настоящей эпидемии. Американский религиозный бум был импортирован в Западную Европу.наши страны открыли свои границы, когда этот процесс в Америке и Европе угасал. Поэтому на территории Беларуси функционирует очень ограниченное количество новых религиозных объединений – около 42, а новых проблем они принесли с собой множество.

Деструктивное религиозное объединение – это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности, а так же к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществе в целом, практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом или группой лиц в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам.

Псевдорелигиозные неокульты многие исследователи относят к деструктивным, так как они не оставляют за привлеченными никакого права, обрушивая на них поток специальных приемов, которые наносят психическому здоровью их членов непоправимый вред они угрожают государству и обществу разрушением и нестабильностью.

Влияние деструктивных культов на развитие личности исследует ряд ученых и практиков педагогики, психологии, теологии, которые занимаются проблемами, связанными с критическим изменением, соотношения гуманность/религиозность в белорусском и росийском обществе, и среди них можно назвать А.И. Осилова, О.В. Дьяченко, А.Л. Дворкина, А.С. Майхровича, Т.П. Короткую, В.С. Прокошину и др.

На современном этапе в Беларуси, по данным Госкомитета по делам религии и национальностей Республики Беларусь, существует 11 организаций, деятельность которых признана деструктивной и противоречащей законам Республики Беларусь. Среди них: Великое Белое братство («Юс-малос»»); «Дети Бога» или «Семья»; «Церковь объединения», или «Церковь Муна», Сайентологическая церковь; «АумСинрикё»; Церковь учеников Иисуса Христа»; «Богородичный центр»; «Церковь Виссариона»; «Лига духовного возрождения С.Дхарма»; «Ахмадиа»; «Сатанисты».

Анализ имеющейся информации свидетельствует, что секты оказывают крайне деструктивное влияние на личность и соответственно воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном (уровне личности); микросоциальном (уровне семьи, социальной группы, трудового коллектива); макросоциальном (уровне всего общества).

Членство в деструктивном культе, как отметили участники научно-практической конференции «беларусь: Религиозное сектанство и молодежь», является результатом двух взаимодействующих факторов:

  • тактики, которой пользуются культы, чтобы вербовать и удерживать культистов;
  • личная уязвимость потенциального новичка.

Теоретическое исследование причин вступления в деструктивные секты, а так же исследование, проведенное нами с бывшими членами новых религиозных объединений и их потенциальными членами, помогло выявить основные предпосылки вовлечения в подобного рода организации: интеллектуальные, эмоциональные, социальные духовные. на первое место респонденты ставят эмоциональные причины, среди основных выделяют: одиночество, недостаток общения – 46,7%, желание почувствовать свою значимость – 26,7%; слабую волю в жизни – 13,3%; личные кризисы – 13,3%; непонимание со стороны окружающих – 13,3%; неустойчивую систему ценностей – 13,3% опрошенных.

Было проведено исследование на базе БГПУ им. Максима Танка, в анкетировнии приняло участие 83 студента (студенты 5 курса факультета белорусской филологии и культуры, студенты 2-3 курсов факультета социально-педагогических технологий, а так же магистранты БГПУ им. Максима Танка) в возрасте 18-25 лет. Из них мужчин 6 (7,2 %), женщин – 77 (92,8%).

Сравнительный анализ ценностных ориентаций молодых людей, вовлеченных в секты, и молодежи, подвергаемой вовлечению в них, показал, что духовные ценности в системе приоритетов современной молодежи занимают далеко не первые позиции. Исследователи пришли к выводу, что в основе жизненного мира молодежи, состоящей в разнонаправленых религиозных образованиях, лежат именно духовные ценности (80% испытуемых).

Социально-значимые вопросы психологии религии в настоящее время привлекаю большое внимание социологов, психологов, педагогов, культурологов. Это связано с быстрым и широким распространением на территории Беларуси и России нетрадиционных религиозных учений, в том числе тоталитарных деструктивных религиозных сект, которые нередко наносят ущерб духовному, психическому и физическому здоровью человека, таят угрозу историко-культурным традициям общества в целом. Чаще всего в них вовлекается, подчас обманным путем, молодежь.

Информированность студенческой молодежи г. Минска по проблеме деструктивных культов характеризуется следующим образом: 61,7 % опрошенных не знакомы с деятельностью деструктивных сект, остальные имеют недостаточно четкие представления о деструктивных сектах и культах как социальном явлении. И.Е. Метлицкий отмечает, что легкость, с которой юноши и девушки позволяют сектантам увлечь себя, объясняется отсутствием у них осведомленности о действительных целях неокультистов.

По мнению респондентов, деструктивная секта — это группа, в которой есть жесткая структура управления (38,5 %% подавляется индивидуальность члена группы (40 %), люди объединены конкретной идеей, программой (28 .%), осуществляется обманная вербовка членов группы (41 %), от рядовых членов скрываются истинные цели и намерения (61,5 %).

На нашу просьбу назвать наименования религиозных организаций, которые, по их мнению, можно было бы назвать сектой, откликнулось 30% опрашиваемых. Оставшиеся 70% обнаружили слабую информированность, и в ответах часто фигурировали выражения "не знаю, затрудняюсь". Можно считать эту группу респондентов недостаточно защищенной против сектантской вербовки. Названия упомянутых в опросе религиозных организаций приведены в диаграмме в порядке убывания частности.

Деструктивные религиозные организации

1 — Сатанисты

2 — Свидетели Ие говы

3 — Баптисты

4 — Аум Сенрикё

5 —Общество сознания Кришны

6 — Пятидесятники

7 — Белое Братство

8 — Церковь Христа

9 — Учение А. Иванова

10 — Сайентология

11— Лига Возрождения

12 — Ахмадна

13 —Бахай

В этом перечне прослеживается заметное влияние средств массовой информации, так как в последние несколько лет наибольшее количество репортажей по телевидению было именно по поводу деятельности «Сатанистов», «Свидетелей Иеговы», «Аум Сенрикё», «Белого Братства».

Нами была разработана и апробирована лекция-аудиовизуализация (как одна из форм профилактики вовлечения в деструктивные секты) с последующим запланированным контролем усвоенной информации. Проведенные исследования показали: 60% магистрантов БГПУ им. Максима Танка усвоило 100 % прослушанной информации, остальные 40% - большую половину предложенной лекции-аудиовизуализации. Сравнительный анализ с исследованием, проведенным в 2003 году (в исследовании принимали участие подростки гимназии № 146 г. Минска н подростки СШ № 176 г. Минска, свидетельствует, что 69,4 % подростков гимназии № 146 усвоило 100% информации, подростки СШ № 176 - 38,4 % информации. Таким образом, проведение подобного рода лекций будет являться эффективным средством профилактической работы в учреждениях образования.

Выход из сложившейся ситуации мы видим в проведении профилактики на всех ее этапах:

  • укрепление семьи;
  • обучение и воспитание подрастающего поколения с внесением в программы соответствующих знаний по деструктивным культам;
  • соответствующая подготовка педагогических кадров;
  • активизация целенаправленной работы в СМИ в плане просвещения населения; объединение усилий государственных, негосударственных, молодежных, традиционных для Республики Беларусь религиозных организаций.

Наиболее эффективными формами и методами профилактики вовлечения молодежи в деструктивные секты являются: интерактивные формы работы; индивидуальные; наглядный пример из жизни бывших адептов; лекции; семинары; обучение практикой действий и др.

Тенденция распространения новых нетрадиционных религиозных движений в Беларуси и в зарубежных странах говорит о ее увеличении. Расширить знания и обеспечить молодежь необходимой информацией по проблеме сектантства стало актуальной проблемой в современных условиях.


16 признаков тоталитарных сект

«Легче сопротивляться вначале, чем в конце».

Леонардо да Винчи

Вырвались на улицу тёплые весенние деньки. Это обрадовало не только праздно гуляющих, но и городских «охотников», которые стремятся заманить этих гуляющих в сети своих организаций. Я толкую о сектах. Как же с первых слов понять, куда вас приглашают? Как избежать опасности быть втянутым туда, куда ты не стремился?

Итак, ты должен брать ноги в руки и бежать, если: тебя встретили люди, утверждающие, что:

  1. В их группе ты найдешь то, что до сих пор напрасно искал. Они знают абсолютно точно, чего тебе не хватает.
  2. Уже первая встреча с ними открывает для тебя совершенно новый взгляд на вещи.
  3. Мировоззрение их групп ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.

В результате:

  1. Тебе трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твои новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить. Ты должен пережить это – пойдем сейчас с нами в наш центр».

Тебе говорят, что

  1. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
  2. Учение группы считается единственным настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
  3. Критика со стороны людьми, не принадлежащими к группе, считается доказательством ее правоты.
  4. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
  5. Группа – это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя
  • Ты должен стать членом группы.

В результате:

  • Группа ограничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
  • Группа желает, чтобы ты разорвал свои «старые отношения, так как они препятствуют твоему развитию.
  • Твои сексуальные отношения регламентируются извне. например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
  • Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями.
  • Тебе очень сложно оставаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.
  • Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно старался, участвовал действовал.

Запомни 16 признаков тоталитарных сект – и будь осторожен!


К вопросу о причинах возникновения религиозных групп деструктивной направленности.

После распада СССР утрата идеалов стала причиной определенного духовного вакуума, который естественно возник на месте ушедшей доминирующей идеологии. этот вакуум мгновенно попытались заполнить представители разного рода нетрадиционных религиозных и околорелигиозных систем, причем активность их стала столь высокой, что это начало вызывать определенное общественное беспокойствоэ. В отличие от религиозных религий, история которых насчитывает многие столетия, новые религиозные организации пояились в Беларуси сравнительно недавно – около одного-двух десятков лет. Несмотря на то, что общество, как правило, реагирует на все новое довольно осторожно, нетрадиционные религии нашли для себя благодатную почву, которой стала полная религиозная безграмотность и как следствие – беззащитность перед экспансией новых культов. Представители традиционных религий и государственных органов не смогли вовремя распознать приближающуюся опасность и спохватились уже тогда, когда это явление пустило глубокие корни. Поэтому, такие понятия как «неокульт», «деструктивная секта» и т.п., стали расхожими даже в повседневной речи.

Новые религиозные системы, появившиеся в последние десятилетия в Беларуси, известны под разными названиями: «нетрадиционные культы», «тоталитарные секты», «религия нового века». особую категорию составляет группа новых религиозных культов, получивших название «деструктивных», т.е. разрушающих сознание человека (6). Именно факт существования этих объединений делает данную проблему особенно актуальной. Под деструктивным культом понимается организация (как правило, религиозная), деятельность которой строится на принципах авторитаризма и иерархической форме управления. результатом может быть разрушение личности и волевых качеств на дегуманизацию человека.

Согласно целому ряду источников, в Беларуси в настоящее время действует несколько религиозных организаций, признанных деструктивными (4). Наиболее агрессивными, а как следствие – социально-опасными, являются культы, объединенные собирательным названием «сатанизм». несмотря н а то, что сатанизм уже давно стал серьезной проблемой духовной жизни нашего общества, никаких основательных исследований по этой теме в нашей республике до сих пор не велось. Сложность проблемы заключается в том, что данное явление находится на стыке нескольких областей знания – религиоведения, истории, социологии, философии и психологии. При этом необходимо ответить, что одной из закономерностей психологического развития в онтогенезе для молодежи является формирование мировоззрения, философская направленность личности и потребность разобраться в смысле жизни и человеческом предназначении (3). Причем такая возвышенная философская, метафизическая установка и романтизм признаются характерными для юности всеми психологами независимо от того, в какай социально-экономической системе они живут. Несмотря на совершенно различное содержание высказываний, принадлежащих молодежи разных стран и слоев общества, все они отличаются все тем же стремлением понять жизнь, ее смысл и найти в этой жизни свое собственное место (2).

Этим явлением в некоторой степени может быть объяснено н то, что, например, среди немецких юношей н девушек массовый характер приобрело фашистское мировоззрение. Часто ошибочно думают, что воспитание в юношеском возрасте национал-социалистской идеологии и психологи заключалось якобы лишь в "развязывании", в "высвобождении" у молодежи примитивных "звериных" влечений и инстинктов. Нет, фашистская идеология и психология прививались юношам именно в соответствии с их возрастными особенностям "сверху" через извращение идеала,' через "романтику" жестокости и убийства: и самые низменные, изуверские, жестокие поступки культивировались у молодежи через зловещую фашистскую романтику [2].

Аналогично и в соответствии с изложенными выше закономерностями действуют представители деструктивных неокультов Появление сегодня подобных организаций в нашей республике и усиление их активности закономерно совпадают с явлениями духовного кризиса в обществе. Люда ощущают неуверенность в завтрашнем дне. Испытывает тревогу и депрессию, социальную апатию.

Еще В.Фраякл обратил внимание, что все больше людей жалуется на бессмысленность, опустошенность, "внутреннюю пустоту", он назван это состояние "зкметенц&оштжьш вакуумом." Этнология экзистенционального вакуума, соптасно Франклу, происходит из отсутствия у человека побуждений н инстинктов, говорящих, что ему нужно делать, условностей, традиций ценностей, которые обеспечивают ему выбор того, что ему должно делать [7j. Этот вакуум активно пытаются заполнить представители разного рода религиозных и околорелигиозных организаций. Поэтому молодежь с ее закономерным философским стремлением понять смысл жизни и найти свое предназначение зачастую обращается культам Зла. Так, Сатанизм, или Путь Левой Руки, становится социальным феноменом в современной истории Беларуси.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОВЛЕЧЕНИЮ

МОЛОДЕЖИ В ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ

  • различные формы психических расстройств;
  • психически больные на ранних стадиях заболевания либо на стадии ремиссии: (шизофрения, аффективный психоз, неврозы);
  • предраспожженность к психическим заболеваниям;
  • страдающие депрессиями;
  • акцентуированные и психопатические:
  1. личности шизотимического склада;
  2. личности параноидального склада;
  3. люди истеровдного типа;
  • люди с нарциссическимн комплексами;
  • склонность к слиянию с группой;
  • несамоактуализированность личности;
  • терпимость к смысловой и идеологической неопределенности; тревожность;
  • нестабильность установок;
  • репродукгнвиостъ мышления и т.д
  • склонность к авторитарному типу отношений и мышления;
  • состоянии психоэмоционального стресса, испытывающие чувство одиночества или духовной неудовжтворенносга;
  • обострение проблемы идентификации индивида;
  • кратковременная дезадшхтациян фрустрация.

НЕКОТОРЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЛИЧНОСТИ В ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТАХ

Попав под влияние культа, новообращенные довольно быстро ассимилируются в культовой группе и благодаря интенсивному воздействию становятся фанатиками движений, чьи идеология и деятельность могли противоречить их изначальным взглядам на мир.

Контроль поведения направлен на:

  • регулирование индивидуальной физической реальности;
  • исключение наличия свободного времени;
  • выработку покорности и зависимости;

Контроль информации осуществляется посредством:

  • обмана (умышленное утаивание информации или ее искажение);
  • ограничения доступа к некультовым источникам информации;
  • Контроль мышления предполагает:
  • Принудительное принятие групповой доктрины как истины;
  • поощрение только «хороших» и «правильных» с точки зрения доктрины культа мыслей;
  • навязывание специфической терминологии, «мыслительных клише»;
  • запрет на критические вопросы о лидере и о доктрине.

Контроль эмоций осуществляется посредством:

  • сужения спектра направленности чувств личности;
  • выработки и использования чувств вины и стыда;
  • ритуального и часто публичного признания своих грехов, слабостей, ошибок;
  • использование страха (боязнь «внешнего» мира, врагов, природных бедствий, боязнь последствий выхода из организации);
  • «бомбардировки любовью», направленной на усиление потребности в принадлежности к культовой группе через использование игр, подобных детским, пения, объятий прикосновений.

Причины способствующие вовлечению молодежи в культовые организации и группы риска.

  • период «экзистенциального вакуума» – отсутствие у людей смыслообразующих ценностей бытия, потеря нравственной и социальной ориентации.
  • прохождение основных этапов психосоциального развития и соответствующих им кризисов.
  • смена социального статуса и групповых ролей: окончание средней школы, начало жизни вне семьи, тюремное заключение, первый или последний год обучения в вузе, потеря или смена работы, развод, путешествие, переезд, болезнь, смерть близкого человека, смена образа жизни и т.д.)
  • неблагоприятная ситуация в семье, порождающей острую неудовлетворенность своим существованием, что особенно характерно для детей подросткового и юношеского возраста.
  • неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем.

ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФАКТОРЫ РИСКА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЕЖИ В ОРГАНИЗАЦИИ, ПРАКТИКУЮЩИЕ ДЕСТРУКТИВНЫЙ КУЛЬТ

  1. Авторитарный тип.

Каждый человек в такой семье занимает определенное, часто «бессменное» место. Глава семьи распологается выше всех, а от него нисходит цепочка подчиненных друг другу членов семьи. дети, как правило, оказываются в самом низу и, следовательно, наибольшей мере испытывают давление. Их активность ограничивается разного рода запретами (на собственное мнение, на «неположенные» увлечения, на друзей и пр.) или какой-либо приметивной ролью (уборщицы, кухарки, сиделки и т.д.). Естественно возникающий в таких случаях протест подавляется внешней властью, порой с применением силы и оскорблений.до определенного времени ребенок вынужден мириться с таким положением, однако рано или поздно конфликт выходит на поверхность в той или иной форме.

  1. Манипулятивный тип

При этом типе семейных взаимоотношений реализуется концепция «условного принятия», когда родители демонстрируют любовь к своим детям лишь в том случае, если те играют для них роли (заботливого сына, прилежного ученика, хозяйственной дочери и т.п.) В таких семьях власть родителей не носит агрессивного характера, превращаясь в скрытые и часто неосознаваемые манипуляции, которые прекрасно действуют довольно длительное время, побуждая детей отказывать себе в желаниях, противоречащих родительским установкам. Когда же внутренний конфликт становится невыносимым, возникает угроза срыва.

  • Дети из семей с высоким уровнем дохода более уязвимы для вербовщиков, чем выходцы из бедных семей, прошедших дворовую школу выживания и цинизма, выработавшие иммунитет против эксплуатации и манипуляции. С другой стороны, погружение на самое дно жизни может подтолкнуть к поискам чистоты, смысла жизни и добра; при этом крещение и традиционное религиозное воспитание не являются непреодолимым препятствием для вовлечения в секту.
  • Согласно американскому социальному психологу Д.Майерсу, молодые люди из среднего класса наиболее уязвимы, поскольку более доверчивы , следовательно, более подвержены социальному влиянию в отличие от молодежи из высших классов.

Основные приемы, позволяющие руководителям сект весьма эффективно удерживать своих последователей

  1. Создание особой социальной реальности.

Достигается как благодаря устранению всех источников информации, кроме предоставляемых сектой, вскрытию личной почты последователей культов без их ведома и согласия и т.д., так и путем изолирования или максимального отделения от внешнего мира той территории, которую занимает организация.

  1. Создание общности последователей культа.

Ключевым фактором здесь является разделение людей на «избранных», «спасенных» членов псевдорелигиозной группы и «нечестивцев» из внешнего мира

  1. Связывание человека обязательствами.

Люди часто склонны считать неприемлемым нарушение обязательств, взятых на себя добровольно и, главное публично. Многие организации культового характера добиваются гарантированного повиновения своих членов благодаря применению феномена, известного как «нога в дверях», в соответствии с которым люди, соглашающиеся сначала на необременительные просьбы, позднее уступают более серьезным требованиям.

  1. Создание привлекательного образа главы секты.

Одной из характерных черт организации культовой направленности является создание имиджа лидера (основателя) как человека, наделенного сверхъестественными или божественными чертами и в то же время доброго, мудрого, всезнающего учителя и даже отца своих последователей.

  1. Использование неофитов в мероприятиях по привлечению новых потенциальных членов.

Данная тактика, помимо приобретения новых членов, выгодна доя руководителей секты еще и тем, что она позволяет гарантировать постоянную занятость членов культов самоубеждением. Сама специфика проповеди требует, чтобы член группы постоянно заново формулировал перед множеством разных людей преимущества пребывания в секте. Отыскивая аргументы дая убеждения других, последователи культа в то же аремя убеждают и самих себя.

  1. Недопущ ение возникновения и обдумывания «нежелательных» идей.

Чтобы побудить новичков к некритическому восприятию всех положений культовой доктрины, может использоваться целенаправленное лишение человека пищи, питья и сна под предлогом необходимости этого для духовного совершенствования. Также для этих целей могут использоваться монотонное скандирование и пение, достижение крайнего физического переутомления, медитации и т. д.

  1. Фиксация мыслей приверженцев культа на достижении недоступного идеала

В стремлении постоянно поддерживать мотивацию рядовых членов секты к принадлежности ей лидеры, как правило, постоянно обращают внимание своих последователей на возможность достижения ими различных духовных и или материальных благ как итоговой цели их деятельности, Подразумевается, что обычному человеку обрести эти блага, либо крайне сложно, либо, что чаще всего, просто невозможно.

Три стадий достижения контроля над сознанием (но С. Хзссену)

  1. Процесс разрушения личности

а) дезорнеитация/замешахельство;

б) сенсорная депрявация иМли сенсорная перегрузка;

в) физиологические манипуляция:

г) применение траясовых техник:

д) сомнение в собственной идентичности;

е) негативная переоценка человеком своего прошлого (внушение фальшивых негативных и забвение положительных воспоминаний).

  1. Процесс идеологической, обработки

а) пошаговое создание и навязывание новой «идентичности» как формально (в ходе индоктринации), так и неформально со стороны других членов труппы, путем изучения выпускаемой сектой литературы и аудио- и видео- продукции;

б) использование техник изменения поведения:

в) мистическая манипуляция, т.е. использование обмана руководителями группы в виде внешне спонтанных и «сверхъестественных» событий;

г) использование трансовых техник в процессе дальнейшего «самосовершенствования» (тех жег что применялись на предыдущем этапе);

д) использование данных, полученных благодаря личным признаниям, исповедям, индивидуальным занятиям в групповой деятельности для более тонкой обработки без информированного согласия человека.

  1. Процесс укрепления новой личности

а) укрепление новой личности при одновременном избавлении от старой:

б) изменение внешнего вида и норм поведения в соответствии с правилами секты;

в) углубленные занятия по индоктринации.

Деструктивность влияния секты на личность проявляется в следующем:

  1. В тотальности и абсолютности воздействия в форме контроля сознания.
  2. В формах влияния, которые используются в культе, в манипулировании и в обмане.

1 В целенаправленном использовании групповых механизмов, но без объявления целей.

Чаще всею задействованы:

  • механизм группового давления ради безоговорочного принятия человеком мнения группы («групповая внушаемость»);
  • система лидерства (фигура лидера часто имеет харизматический, вплоть до обожествления, и диктаторский характер).

Особенности группового мышления:

1) сплоченность членов секты не спонтанна, а спланирована и манипулятивно реализуется руководителями культа Харизматический лидер формирует вокруг себя преданную верхушку (элиту), которая является «группой принятия решений. Стремление к принадлежности к группе поддерживается с-помощью суровых испытаний верности приверженцев культа с использованием приемов «кнута и пряника»,

2) деиндивидуализация. как результат стремления к однородности. Люди теряют старые модели поведения и принимают новый набор норм, стереотипов поведения, которые поощряются,

3) спонтанные стрессовые ситуации («провокационные ситуационные контексты») имеют целью жесткий социальный контроль, для которого в качестве инструмента - используются чувства вины, страха, стыда за свое прошлое.

4) полное, восторженное принятие доктрины культа; критика решений элиты исключается, требуется обожание самой доктрины, и ее проводников. С доктриной мало соглашаться, ей надо полностью соответствовать.


ПРОФИЛАКТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ СЕКТЫ

В настоящее время в нашем обществе резко возрос интерес к религии. Духовно-нравственный и экономический кризис вызывает у многих людей чувство неуверенности, незащищенности.

Деструктивное религиозное объединение – это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к духовному, психическому и физическому состоянию личности.

Разрушительная сила таких организаций касается и созидательных традиций и норм культуры, порядка и общества в целом, т.к. имеет место использование психологического насилия.

Псевдорелигиозные неокульты многие исследователи относят к деструктивным, так как они не оставляют за привлеченными никакого права, обрушивая на них поток специальных приемов, которые наносят психическому здоровью их членов непоправимый вред они угрожают государству и обществу разрушением и нестабильностью.

Влияние деструктивных культов на развитие личности исследует ряд ученых и практиков педагогики, психологии, теологии, которые занимаются проблемами, связанными с критическим изменением, соотношения гуманность/религиозность в белорусском и российском обществе, и среди них можно назвать А.И. Осилова, О.В. Дьяченко, А.Л. Дворкина, А.С. Майхровича, Т.П. Короткую, В.С. Прокошину и др.

На современном этапе в Беларуси, по данным Госкомитета по делам религии и национальностей Республики Беларусь, существует 11 организаций, деятельность которых признана деструктивной и противоречащей законам Республики Беларусь. Среди них: Великое Белое братство («Юс-малос»»); «Дети Бога» или «Семья»; «Церковь объединения», или «Церковь Муна», Сайентологическая церковь; «АумСинрикё»; Церковь учеников Иисуса Христа»; «Богородичный центр»; «Церковь Виссариона»; «Лига духовного возрождения С.Дхарма»; «Ахмадиа»; «Сатанисты».

Анализ имеющейся информации свидетельствует, что секты оказывают крайне деструктивное влияние на личность и соответственно воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном (уровне личности); микросоциальном (уровне семьи, социальной группы, трудового коллектива); макросоциальном (уровне всего общества).

Теоретическое исследование причин вступления в деструктивные секты, а так же исследование, проведенное нами с бывшими членами новых религиозных объединений и их потенциальными членами, помогло выявить основные предпосылки вовлечения в подобного рода организации: интеллектуальные, эмоциональные, социальные духовные. На первое место респонденты ставят эмоциональные причины, среди основных выделяют: одиночество, недостаток общения – 46,7%, желание почувствовать свою значимость – 26,7%; слабую волю в жизни – 13,3%; личные кризисы – 13,3%; непонимание со стороны окружающих – 13,3%; неустойчивую систему ценностей – 13,3% опрошенных.

Было проведено исследование на базе БГПУ им. Максима Танка, в анкетировнии приняло участие 83 студента (студенты 5 курса факультета белорусской филологии и культуры, студенты 2-3 курсов факультета социально-педагогических технологий, а так же магистранты БГПУ им. Максима Танка) в возрасте 18-25 лет. Из них мужчин 6 (7,2 %), женщин – 77 (92,8%).

Сравнительный анализ ценностных ориентаций молодых людей, вовлеченных в секты, и молодежи, подвергаемой вовлечению в них, показал, что духовные ценности в системе приоритетов современной молодежи занимают далеко не первые позиции. Исследователи пришли к выводу, что в основе жизненного мира молодежи, состоящей в разнонаправленых религиозных образованиях, лежат именно духовные ценности (80% испытуемых).

Социально-значимые вопросы психологии религии в настоящее время привлекаю большое внимание социологов, психологов, педагогов, культурологов. Это связано с быстрым и широким распространением на территории Беларуси и России нетрадиционных религиозных учений, в том числе тоталитарных деструктивных религиозных сект, которые нередко наносят ущерб духовному, психическому и физическому здоровью человека, таят угрозу историко-культурным традициям общества в целом. Чаще всего в них вовлекается, подчас обманным путем, молодежь.

Информированность студенческой молодежи г. Минска по проблеме деструктивных культов характеризуется следующим образом: 61,7 % опрошенных не знакомы с деятельностью деструктивных сект, остальные имеют недостаточно четкие представления о деструктивных сектах и культах как социальном явлении. И.Е. Метлицкий отмечает, что легкость, с которой юноши и девушки позволяют сектантам увлечь себя, объясняется отсутствием у них осведомленности о действительных целях неокультистов.

По мнению респондентов, деструктивная секта — это группа, в которой есть жесткая структура управления (38,5 %% подавляется индивидуальность члена группы (40 %), люди объединены конкретной идеей, программой (28 .%), осуществляется обманная вербовка членов группы (41 %), от рядовых членов скрываются истинные цели и намерения (61,5 %).

На просьбу назвать наименования религиозных организаций, которые, по их мнению, можно было бы назвать сектой, откликнулось 30% опрашиваемых. Оставшиеся 70% обнаружили слабую информированность, и в ответах часто фигурировали выражения “не знаю, затрудняюсь”. Можно считать эту группу респондентов недостаточно защищенной против сектантской вербовки. Названия упомянутых в опросе религиозных организаций приведены в диаграмме в порядке убывания частности.

Деструктивные религиозные организации

1 — Сатанисты

2 — Свидетели Иеговы

3 — Баптисты

4 — АумСенрикё

5 —Общество сознания Кришны

6 — Пятидесятники

7 — Белое Братство

8 — Церковь Христа

9 — Учение А. Иванова

10 — Сайентология

11— Лига Возрождения

12 — Ахмадна

13 —Бахай

В этом перечне прослеживается заметное влияние средств массовой информации, так как в последние несколько лет наибольшее количество репортажей по телевидению было именно по поводу деятельности «Сатанистов», «Свидетелей Иеговы», «АумСенрикё», «Белого Братства».

Выход из сложившейся ситуации возможен в проведении профилактики на всех ее этапах:

  • укрепление семьи;
  • обучение и воспитание подрастающего поколения с внесением в программы соответствующих знаний по деструктивным культам;
  • соответствующая подготовка педагогических кадров;
  • активизация целенаправленной работы в СМИ в плане просвещения населения; объединение усилий государственных, негосударственных, молодежных, традиционных для Республики Беларусь религиозных организаций.

Наиболее эффективными формами и методами профилактики вовлечения молодежи в деструктивные секты являются: интерактивные формы работы; индивидуальные; наглядный пример из жизни бывших адептов; лекции; семинары; обучение практикой действий и др.

Тенденция распространения новых нетрадиционных религиозных движений в Беларуси и в зарубежных странах говорит о ее увеличении. Расширить знания и обеспечить молодежь необходимой информацией по проблеме сектантства стало актуальной проблемой в современных условиях.

16 признаков тоталитарных сект. Рекомендации несовершеннолетним.

«Легче сопротивляться вначале, чем в конце».

Леонардо да Винчи

Как же с первых слов понять, куда вас приглашают? Как избежать опасности быть втянутым туда, куда ты не стремился?

Итак, ты должен брать ноги в руки и бежать, если: тебя встретили люди, утверждающие, что:

  • В их группе ты найдешь то, что до сих пор напрасно искал. Они знают абсолютно точно, чего тебе не хватает.
  • Уже первая встреча с ними открывает для тебя совершенно новый взгляд на вещи.
  • Мировоззрение их групп ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.

В результате:

  • Тебе трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твои новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить. Ты должен пережить это – пойдем сейчас с нами в наш центр».

Тебе говорят, что

  • У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
  • Учение группы считается единственным настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
  • Критика со стороны людьми, не принадлежащими к группе, считается доказательством ее правоты.
  • Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
  • Группа – это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя
  • Ты должен стать членом группы.

В результате:

  • Группа ограничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
  • Группа желает, чтобы ты разорвал свои «старые отношения, так как они препятствуют твоему развитию.
  • Твои сексуальные отношения регламентируются извне, например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
  • Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями.
  • Тебе очень сложно оставаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.
  • Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно старался, участвовал действовал.

Запомни 16 признаков тоталитарных сект – и будь осторожен!

К вопросу о причинах возникновения религиозных групп деструктивной направленности.

После распада СССР утрата идеалов стала причиной определенного духовного вакуума, который естественно возник на месте ушедшей доминирующей идеологии.этот вакуум мгновенно попытались заполнить представители разного рода нетрадиционных религиозных и околорелигиозных систем, причем активность их стала столь высокой, что это начало вызывать определенное общественное беспокойство. В отличие от религиозных религий, история которых насчитывает многие столетия, новые религиозные организации появились в Беларуси сравнительно недавно – около одного-двух десятков лет. Несмотря на то, что общество, как правило, реагирует на все новое довольно осторожно, нетрадиционные религии нашли для себя благодатную почву, которой стала полная религиозная безграмотность и как следствие – беззащитность перед экспансией новых культов. Представители традиционных религий и государственных органов не смогли вовремя распознать приближающуюся опасность и спохватились уже тогда, когда это явление пустило глубокие корни. Поэтому, такие понятия как «неокульт», «деструктивная секта» и т.п., стали расхожими даже в повседневной речи.
Новые религиозные системы, появившиеся в последние десятилетия в Беларуси, известны под разными названиями: «нетрадиционные культы», «тоталитарные секты», «религия нового века».Особую категорию составляет группа новых религиозных культов, получивших название «деструктивных», т.е. разрушающих сознание человека . Именно факт существования этих объединений делает данную проблему особенно актуальной. Под деструктивным культом понимается организация (как правило, религиозная), деятельность которой строится на принципах авторитаризма и иерархической форме управления.результатом может быть разрушение личности и волевых качеств на дегуманизацию человека.

Согласно целому ряду источников, в Беларуси в настоящее время действует несколько религиозных организаций, признанных деструктивными .Наиболее агрессивными, а как следствие – социально-опасными, являются культы, объединенные собирательным названием «сатанизм».Несмотря на то, что сатанизм уже давно стал серьезной проблемой духовной жизни нашего общества, никаких основательных исследований по этой теме в нашей республике до сих пор не велось. Сложность проблемы заключается в том, что данное явление находится на стыке нескольких областей знания – религиоведения, истории, социологии, философии и психологии. При этом необходимо ответить, что одной из закономерностей психологического развития в онтогенезе для молодежи является формирование мировоззрения, философская направленность личности и потребность разобраться в смысле жизни и человеческом предназначении . Причем такая возвышенная философская, метафизическая установка и романтизм признаются характерными для юности всеми психологами независимо от того, в какой социально-экономической системе они живут. Несмотря на совершенно различное содержание высказываний, принадлежащих молодежи разных стран и слоев общества, все они отличаются все тем же стремлением понять жизнь, ее смысл и найти в этой жизни свое собственное место .

Этим явлением в некоторой степени может быть объяснено н то, что, например, среди немецких юношей н девушек массовый характер приобрело фашистское мировоззрение. Часто ошибочно думают, что воспитание в юношеском возрасте национал-социалистской идеологии и психологи заключалось якобы лишь в “развязывании”, в “высвобождении” у молодежи примитивных “звериных” влечений и инстинктов. Нет, фашистская идеология и психология прививались юношам именно в соответствии с их возрастными особенностям “сверху” через извращение идеала,’ через “романтику” жестокости и убийства: и самые низменные, изуверские, жестокие поступки культивировались у молодежи через зловещую фашистскую романтику .

Аналогично и в соответствии с изложенными выше закономерностями действуют представители деструктивных неокультов Появление сегодня подобных организаций в нашей республике и усиление их активности закономерно совпадают с явлениями духовного кризиса в обществе. Люда ощущают неуверенность в завтрашнем дне. Испытывает тревогу и депрессию, социальную апатию.

Еще В.Франкл обратил внимание, что все больше людей жалуется на бессмысленность, опустошенность, “внутреннюю пустоту”, он назван это состояние “зкзистенциональным вакуумом». Поэтому молодежь с ее закономерным философским стремлением понять смысл жизни и найти свое предназначение зачастую обращается культам Зла. Так, Сатанизм, или Путь Левой Руки, становится социальным феноменом в современной истории Беларуси.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОВЛЕЧЕНИЮМОЛОДЕЖИ В ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ

  • различные формы психических расстройств;
  • психически больные на ранних стадиях заболевания либо на стадии ремиссии: (шизофрения, аффективный психоз, неврозы);
  • предраспожженность к психическим заболеваниям;
  • страдающие депрессиями;
  • акцентуированные и психопатические (истероидные, параноидальные, шизоидные личности, люди с нарциссическимн комплексами)
  • склонность к слиянию с группой;
  • несамоактуализированность личности;
  • терпимость к смысловой и идеологической неопределенности;
  • тревожность;
  • нестабильность установок;
  • склонность к авторитарному типу отношений и мышления;
  • состоянии психоэмоционального стресса, испытывающие чувство одиночества или духовной неудовлетворенности;
  • обострение проблемы идентификации индивида;
  • кратковременная фрустрация.

НЕКОТОРЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЛИЧНОСТИ В ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТАХ

Попав под влияние культа, новообращенные довольно быстро ассимилируются в культовой группе и благодаря интенсивному воздействию становятся фанатиками движений, чьи идеология и деятельность могли противоречить их изначальным взглядам на мир.

Контроль поведения направлен на:

регулирование индивидуальной физической реальности;

  • исключение наличия свободного времени;
  • выработку покорности и зависимости;

Контроль информации осуществляется посредством:

  • обмана (умышленное утаивание информации или ее искажение);
  • ограничения доступа к некультовым источникам информации;
  • контроль мышления предполагает:
  • принудительное принятие групповой доктрины как истины;
  • поощрение только «хороших» и «правильных» с точки зрения доктрины культа мыслей;
  • навязывание специфической терминологии, «мыслительных клише»;
  • запрет на критические вопросы о лидере и о доктрине.

Контроль эмоций осуществляется посредством:

  • сужения спектра направленности чувств личности;
  • выработки и использования чувств вины и стыда;
  • ритуального и часто публичного признания своих грехов, слабостей, ошибок;
  • использование страха (боязнь «внешнего» мира, врагов, природных бедствий, боязнь последствий выхода из организации);
  • «бомбардировки любовью», направленной на усиление потребности в принадлежности к культовой группе через использование игр, подобных детским, пения, объятий прикосновений.

Причины способствующие вовлечению молодежи в культовые организации и группы риска.

  • период «экзистенциального вакуума» – отсутствие у людей смыслообразующих ценностей бытия, потеря нравственной и социальной ориентации.
  • прохождение основных этапов психосоциального развития и соответствующих им кризисов.
  • смена социального статуса и групповых ролей: окончание средней школы, начало жизни вне семьи, тюремное заключение, первый или последний год обучения в вузе, потеря или смена работы, развод, путешествие, переезд, болезнь, смерть близкого человека, смена образа жизни и т.д.)
  • неблагоприятная ситуация в семье, порождающей острую неудовлетворенность своим существованием, что особенно характерно для детей подросткового и юношеского возраста.
  • неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем.

ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФАКТОРЫ РИСКА,СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЕЖИ ОРГАНИЗАЦИИ,ПРАКТИКУЮЩИЕ ДЕСТРУКТИВНЫЙ КУЛЬТ

  • Авторитарный тип.

Каждый человек в такой семье занимает определенное, часто «бессменное» место. Глава семьи располагается выше всех, а от него нисходит цепочка подчиненных друг другу членов семьи.дети, как правило, оказываются в самом низу и, следовательно, наибольшей мере испытывают давление. Их активность ограничивается разного рода запретами (на собственное мнение, на «неположенные» увлечения, на друзей и пр.) или какой-либо примитивной ролью (уборщицы, кухарки, сиделки и т.д.). Естественно возникающий в таких случаях протест подавляется внешней властью, порой с применением силы и оскорблений.до определенного времени ребенок вынужден мириться с таким положением, однако рано или поздно конфликт выходит на поверхность в той или иной форме.

  • Манипулятивный тип

При этом типе семейных взаимоотношений реализуется концепция «условного принятия», когда родители демонстрируют любовь к своим детям лишь в том случае, если те играют для них роли (заботливого сына, прилежного ученика, хозяйственной дочери и т.п.) В таких семьях власть родителей не носит агрессивного характера, превращаясь в скрытые и часто неосознаваемые манипуляции, которые прекрасно действуют довольно длительное время, побуждая детей отказывать себе в желаниях, противоречащих родительским установкам. Когда же внутренний конфликт становится невыносимым, возникает угроза срыва.

  • Дети из семей с высоким уровнем дохода более уязвимы для вербовщиков, чем выходцы из бедных семей, прошедших дворовую школу выживания и цинизма, выработавшие иммунитет против эксплуатации и манипуляции. С другой стороны, погружение на самое дно жизни может подтолкнуть к поискам чистоты, смысла жизни и добра; при этом крещение и традиционное религиозное воспитание не являются непреодолимым препятствием для вовлечения в секту.
  • Согласно американскому социальному психологу Д.Майерсу, молодые люди из среднего класса наиболее уязвимы, поскольку более доверчивы , следовательно, более подвержены социальному влиянию в отличие от молодежи из высших классов.

Основные приемы, позволяющие руководителям сект весьма эффективно удерживать своих последователей

  • Создание особой социальной реальности.
  • Достигается как благодаря устранению всех источников информации, кроме предоставляемых сектой, вскрытию личной почты последователей культов без их ведома и согласия и т.д., так и путем изолирования или максимального отделения от внешнего мира той территории, которую занимает организация.
  • Создание общности последователей культа.

Ключевым фактором здесь является разделение людей на «избранных», «спасенных» членов псевдорелигиозной группы и «нечестивцев» из внешнего мира

  • Связывание человека обязательствами.

Люди часто склонны считать неприемлемым нарушение обязательств, взятых на себя добровольно и, главное публично. Многие организации культового характера добиваются гарантированного повиновения своих членов благодаря применению феномена, известного как «нога в дверях», в соответствии с которым люди, соглашающиеся сначала на необременительные просьбы, позднее уступают более серьезным требованиям.

  • Создание привлекательного образа главы секты.

Одной из характерных черт организации культовой направленности является создание имиджа лидера (основателя) как человека, наделенного сверхъестественными или божественными чертами и в то же время доброго, мудрого, всезнающего учителя и даже отца своих последователей.

  1. Использование неофитов в мероприятиях по привлечению новых потенциальных членов.

Данная тактика, помимо приобретения новых членов, выгодна доя руководителей секты еще и тем, что она позволяет гарантировать постоянную занятость членов культов самоубеждением. Сама специфика проповеди требует, чтобы член группы постоянно заново формулировал перед множеством разных людей преимущества пребывания в секте. Отыскивая аргументы дая убеждения других, последователи культа в то же аремя убеждают и самих себя.

  1. Недопущение возникновения и обдумывания «нежелательных» идей.
    Чтобы побудить новичков к некритическому восприятию всех положений культовой доктрины, может использоваться целенаправленное лишение человека пищи, питья и сна под предлогом необходимости этого для духовного совершенствования. Также для этих целей могут использоваться монотонное скандирование и пение, достижение крайнего физического переутомления, медитации и т. д.
  2. Фиксация мыслей приверженцев культа на достижении недоступного идеала.
    В стремлении постоянно поддерживать мотивацию рядовых членов секты к принадлежности ей , лидеры, как правило, постоянно обращают внимание своих последователей на возможность достижения ими различных духовных и или материальных благ как итоговой цели их деятельности, Подразумевается, что обычному человеку обрести эти блага, либо крайне сложно, либо, что чаще всего, просто невозможно.

Три стадий достижения контроля над сознанием (но С. Хзссену)

  1. Процесс разрушения личности

а) дезориентация/замешательство;

б) сенсорная депривация Мли сенсорная перегрузка;

в) физиологические манипуляция:

г) применение трансовых техник:

д) сомнение в собственной идентичности;

е) негативная переоценка человеком своего прошлого (внушение фальшивых негативных и забвение положительных воспоминаний).

  1. Процесс идеологической, обработки

а) пошаговое создание и навязывание новой «идентичности» как формально так и неформально со стороны других членов труппы, путем изучения выпускаемой сектой литературы и аудио- и видео- продукции;

б) использование техник изменения поведения:

в) мистическая манипуляция, т.е. использование обмана руководителями группы в виде внешне спонтанных и «сверхъестественных» событий;

г) использование трансовых техник в процессе дальнейшего «самосовершенствования» (тех же что применялись на предыдущем этапе);

д) использование данных, полученных благодаря личным признаниям, исповедям, индивидуальным занятиям в групповой деятельности для более тонкой обработки без информированного согласия человека.

  1. Процесс укрепления новой личности

а) укрепление новой личности при одновременном избавлении от старой:
б) изменение внешнего вида и норм поведения в соответствии с правилами секты;

в) углубленные занятия по навязывании новой идентичности

Деструктивность влияния секты на личность проявляется в следующем:

  1. В тотальности и абсолютности воздействия в форме контроля сознания.
  2. В формах влияния, которые используются в культе, в манипулировании и в обмане.
  3. В целенаправленном использовании групповых механизмов, но без объявления целей.

Чаще всею задействованы:

  • механизм группового давления ради безоговорочного принятия человеком мнения группы («групповая внушаемость»);
  • система лидерства (фигура лидера часто имеет харизматический, вплоть до обожествления, и диктаторский характер).

Особенности группового мышления:

  1. сплоченность членов секты не спонтанна, а спланирована и манипулятивно реализуется руководителями культа Харизматический лидер формирует вокруг себя преданную верхушку (элиту), которая является «группой принятия решений. Стремление к принадлежности к группе поддерживается с-помощью суровых испытаний верности приверженцев культа с использованием приемов «кнута и пряника»,
  2. деиндивидуализация. как результат стремления к однородности. Люди теряют старые модели поведения и принимают новый набор норм, стереотипов поведения, которые поощряются,
  3. спонтанные стрессовые ситуации («провокационные ситуационные контексты») имеют целью жесткий социальный контроль, для которого в качестве инструмента – используются чувства вины, страха, стыда за свое прошлое.
  4. полное, восторженное принятие доктрины культа; критика решений элиты исключается, требуется обожание самой доктрины, и ее проводников. С доктриной мало соглашаться, ей надо полностью соответствовать.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ ТОТАЛИТАРНОЙ СЕКТЫ НА ЛИЧНОСТЬ

Последствия принадлежности к секте:

  • болезненная зависимость от псевдорелигиозных организаций и их лидеров;
  • потеря самостоятельности, неспособности к эмоциональным связям принадлежащими к секте, презрение к ним;
  • недоверие к рациональному мышлению;
  • разрыв семейных связей, если семья не лояльна к новым идеям;
  • отход от реальности из-за порабощения сознания.