Реализация принципов инклюзивного образования в МГМК

С 2022 года в Минском государственном медицинском колледже для обучения по специальности «Лечебный массаж» проводится набор учащихся с особенностями психофизического развития – нарушением зрения. Будущая профессия обучающихся – техник-массажист.

Инициатива обучения технике массажа людей с нарушением зрения в МГМК принадлежит Белорусскому товариществу инвалидов по зрению (БелТИЗ). Задачей администрации и сотрудников колледжа была организация безопасных и комфортных условий для обучения людей с нарушением зрения, так называемой «безбарьерной среды», подбор кадров и разработка необходимой документации.

Подход к колледжу оборудован тактильной плиткой. Тактильная плитка – наземный указатель для незрячих. Предупреждающая плитка имеет конусообразные рифы, направляющая плитка — вертикальные, диагональные рифы (полосы) (рис. 1).

Рис. 1. Тактильная плитка

В колледже в важных для передвижения и пользования местах имеются указатели по Брайлю (рис. 2).

 

Рис. 2. Таблички с надписью шрифтом Брайля

Шрифт Брайля – рельефно-точечный шрифт, позволяющий незрячим людям писать и читать с помощью осязания (рис. 3). Колледжем приобретен принтер Брайля – устройство вывода текстовой информации в символах азбуки Брайля.

Рис. 3. Шрифт Брайля

Для обучения технике массажа выделена аудитория на первом этаже. Она оснащена всем необходимым: массажные столы, ширмы и т.д. (рис. 4)

Рис. 4. Оснащение аудитории для обучения технике массажа

При нарушении зрения очень важна возможность получать информацию с использованием осязания, поэтому для учащихся был приобретен полно ростовой макет скелета человека и различные анатомические муляжи (рис. 5).

Рис. 5. Работа учащихся с макетом скелета человека

Для эффективного обучения нашим учащимся обязательно нужно уметь использовать современные технические средства, которые позволяют во многих отношениях компенсировать нарушение или даже потерю зрения.

В последние годы в вопросах компенсации ограничений жизнедеятельности незрячих и слабовидящих произошло очень много изменений. Например, люди с остаточным зрением могут использовать видеоувеличитель, который многократно увеличивает текст или изображение (рис. 6).

Рис. 6. Видеоувеличитель

Люди с полной потерей зрения могут использовать программы речевого доступа и различные устройства для работы с компьютером, интернетом. Для мобильных устройств, работающих на операционной системе Android (телефоны, планшеты), созданы адаптивные мобильные приложения, позволяющие незрячим и слабовидящим самостоятельно работать с сайтами, программными документами и приложениями благодаря использованию скринридера – программы, которая с помощью голоса зачитывает человеку то, что отображается на экране. Голосовой помощник помогает искать в интернете нужную информацию, заполнять документы, проводить платежи через мобильный банкинг, пользоваться электронной почтой и т.д.

При преподавании предмета «Терапия и основы сестринского дела» я использую следующую форму подачи информации: предоставляю учащимся текстовый документ, который содержит краткий конспект лекции, и даю разъяснения по новому материалу, которые учащиеся записывают на диктофон. Таким образом, дома при подготовке к занятию они прослушивают текстовый файл и аудиозапись.

Осуществлению коммуникации в реализации инклюзивного образования помогают следующие рекомендации психологов:

  1. Общаясь с незрячими, ведите себя естественно. Не показывайте жалости, не спешите высказать свое сентиментальное сочувствие. Рядом обычные люди, просто имеющие свои особенности, как и все мы.

  2. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте, что незрячий человек не видит обращенных к нему взглядов и жестов. Поэтому, желая начать разговор с незрячим, ему необходимо дать понять (словами или легким прикосновением), что Вы обращаетесь именно к нему, обращенного к собеседнику взгляда в данном случае недостаточно (разумеется, кроме тех ситуаций, когда вы находитесь в помещении только вдвоем с незрячим).

  3. Поскольку многие слова и выражения, связанные со зрением, часто употребляются в значительно более широком смысле (например, «увидим» часто означает «узнаем»), незрячие так же активно используют их. В разговоре пользуйтесь обычной (традиционной для зрячих) лексикой. Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.

  4. Многие слабовидящие или незрячие люди достаточно хорошо адаптированы и сами справляются с трудностями в передвижении, ориентировании, коммуникации. Если видите, что незрячему сложно с чем-то справиться, предложите ему свою помощь, но не навязывайте. Например, сообщайте незрячему о предстоящем спуске и подъеме, не препятствуя ему в ощупывании поверхности тростью. Перед ступеньками достаточно сказать «Внимание, ступени» и указать направление (вверх или вниз). Помогите ему положить руки на перила, указав на сторону, в которой они расположены.

  5. Также незрячим и слабовидящим нужно объяснять, что они не должны стесняться говорить с людьми о возникших у них затруднениях и просить о помощи. Другое дело, что часто зрячие люди не знают, как правильно и чем именно помочь, поэтому нужно четко говорить о том, какого рода помощь нужна и как лучше помочь.

Обучение по специальности «Лечебный массаж» предусматривает серьезную практикоориентированную профессиональную подготовку. На изучение предмета «Массаж», согласно учебному плану по специальности «Лечебный массаж», отведено 672 часа, из них 460 часов – на практические занятия. Модуль «Массаж» включает в себя, помимо классического массажа, спортивный, аппаратный массаж, антицеллюлитный и липолитический, экзотические виды массажа (индийский (аюрведический) масляный массаж, ароматический массаж, стоун-массаж, медовый, шоколадный и кофейный и др.). Мы уверены, что наши специалисты будут востребованы в организациях здравоохранения. Использование современных технических средств и грамотная организация рабочего места техника-массажиста с нарушением зрения значительно облегчат процесс его профессиональной адаптации.

Преподаватель ЦК терапии Тарасевич Т.В.

поделиться в: