rubeen

Конфликт в семье – пути разрешения

В каждой семье могут возникнуть проблемные ситуации, обусловленные противоречивостью интересов, потребностей и мотивов – эти ситуации и будут являться конфликтными.

konfl19052022-1

Конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Структура конфликта:

  • субъекты конфликта – активные участники, открыто влияющие на ход конфликта (супруги, дети, бабушки и дедушки, другие родственники);
  • косвенные участники конфликта – участники осознанно или неосознанно влияющие на ход развития событий, более или менее заинтересованные в определенном разрешении конфликта. Они могут провоцировать конфликт, содействовать снижению или уменьшению интенсивности конфликта или просто испытывать на себе последствия конфликта (например, дети или другие родственники конфликтующих супругов);
  • предмет конфликта - конкретная причина конфликта.

Конфликты в семье могут быть разными, но самыми распространенными принято считать конфликты между супругами и конфликты между детьми и родителями.

konfl19052022-2

К основным причинам детско-родительских конфликтов относятся:

  • дисгармоничный тип внутрисемейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
  • деструктивность семейного воспитания (разногласия членов семьи по вопросам воспитания; противоречивость, непоследовательность, неадекватность; опека и запреты во многих сферах жизни детей; повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений).
  • личностные особенности детей и родителей (особенности характера и темперамента, убеждения, принципы и др.)
  • возрастные кризисы. Один из наиболее сложных – кризис подросткового возраста (15-17 лет).

Принято выделять следующие типы конфликтов подростков с родителями:

  • конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
  • конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);
  • конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
  • конфликт авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Следует отметить, что конфликтные ситуации неизбежны в любой семье, какими бы идеальными не были в ней отношения между родителями и детьми. Не стоит бояться конфликтов и замалчивать проблемы. В противном случае неразрешенные вопросы и взаимные претензии будут лишь накапливаться, что в конце концов приведет к скандалу.

konfl19052022-3

Намного эффективнее профилактировать конфликтные ситуации. И вот как это можно делать:

  • проявлять взаимное уважение;
  • быть толерантным к противоположному мнению;
  • умение прощать ошибки;
  • избегать взаимных обвинений, прямой критики, неодобрения;
  • не забывать про самоиронию;
  • способствовать развитию доверительных отношений между всеми членами семьи;
  • объективно смотреть на разные точки зрения;
  • стремиться сохранять общность позиций и переживаний.

Но что же делать, если конфликт уже назрел и избежать его не получится? Наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте является сотрудничество, к нему и нужно стремиться. Сотрудничество предполагает обсуждение и реализацию взаимовыгодного решения. Если прийти к единому мнению не получается, то на помощь приходит компромисс – стратегия, при которой обе стороны вынуждены пойти на некоторые уступки для того, чтобы разрешить конфликтную ситуацию.

В целом же родителям для снижения конфликтности в отношениях с детьми может быть рекомендовано следующие:

  • всегда помнить об индивидуальности ребенка;
  • учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
  • стараться понять потребность ребенка;
  • помнить, что для перемен нужно время;
  • противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
  • проявлять постоянство по отношению к ребенку;
  • ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
  • давать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;
  • логически разъяснять возможности негативных последствий.

konfl19052022-4

Дорогие родители, учет перечисленных рекомендаций позволит Вам создать доверительные отношения с ребенком, установить и сохранить авторитет в его глазах.

 

 

 

© 2022 Минский государственный медицинский колледж

Дата последнего обновления информации на сайте