rubeen

Информационно-образовательный проект "Школа активного гражданина"

Концепция проекта «ШАГ» («Школы Активного Гражданина»)

 

В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся будет организован единый день информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон.

В течение учебного года каждое учреждение образования осуществит девять тематических ШАГов. Каждый ШАГ предполагает последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений, лежащих в основе гражданской компетентности.

В «Школе Активного Гражданина» формируется готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и т.д.), готовность самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия. Основная задача – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.

Информационную поддержку данного мероприятия осуществляет Республиканское унитарное предприятие «Белорусское телеграфное агентство» (БелТА).

Структуру мероприятия составляют три взаимосвязанных содержательных блока:

ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.

ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.

ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия).

В ходе реализации ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущий ток-шоу (учитель, педагог-организатор, заместитель директора) информирует учащихся в соответствии с заданной темой. На данном этапе для участия в представлении информации можно привлечь учащихся (лидеров детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления). Рекомендуемое время реализации ШАГа 1 – 15 минут.

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php. В ходе общения с гостем учащиеся задают заранее подготовленные вопросы в фокусе темы единого дня информирования. Возможен вариант онлайн-встречи (при наличии технического обеспечения).

При отсутствии специально приглашенного гостя ведущий ток-шоу организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. Рекомендуемое время реализации ШАГа 2 – 20 минут.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины. Рекомендуемое время реализации ШАГа 3–10 минут.

При организации данного проекта рекомендуем использовать материалы статьи «Проект «ШАГ»: методический аспект» [Романовская, Л.А. Проект «ШАГ»: методический аспект / Л.А. Романовская // Выхаванне і дадатковая адукацыя. 2018. – № 12. – С. 10-11.], методические материалы, размещенные на Национальном образовательном портале https://www.adu.by/ru/ucheniky/shkola-aktivnogo-grazhdanina.html


Единый день информирования 2021/2022 учебного года

Рекомендации по реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в учреждениях профессионально технического и среднего специального образования в 2021/2022 учебном году.

Информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» (далее – ШАГ) реализуется в целях создания условий для участия обучающихся учреждений, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования (далее – учреждений профессионального образования), в обсуждении экономических, социальных, политических и духовных проблем общества, формирования политической и информационной культуры учащейся молодежи, активной гражданской позиции, готовности участвовать в общественно-политической жизни страны, выполнения гражданских ролей (законопослушного гражданина, избирателя, члена общественных организаций и т.д.).

В 2021/2022 учебном году в учреждениях образования продолжится реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» для учащихся 1курса. Ключевая идея реализации проекта «ШАГ» в 2021/2022 учебном году – рассказать обучающимся о важнейших достижениях Республики Беларусь за годы независимости с использованием результатов многолетних социологических исследований, характеризующих развитие различных сфер общественной жизни нашей страны. Данные исследования проведены Аналитическим центром ЕсооМ и стали основой проекта «Гордость за Беларусь», реализуемого совместно с газетой «СБ. Беларусь сегодня».

Материалы проекта нашли отражение в учебных изданиях «Гордость за Беларусь», которые выпущены в виде пособий для педагогов1 и учебного наглядного пособия (плакатов). Электронные версии данных учебных изданий размещены в свободном доступе на национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Организация воспитания). Мероприятия проекта «Школа активного гражданина» для обучающихся будут проводиться каждый четвертый четверг месяца в соответствии с примерной тематикой (Приложение 1). Реализация информационно-образовательного проекта ориентирована на осмысление учащейся молодежью политики устойчивого экономического и социально-политического развития, позволяющего Республике Беларусь Гордость за Беларусь: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С. Г. Мусиенко; под ред. Д. А. Жука, М. В. Осипова. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2020 (https://adu.by/images/2021/01/gordost-za-Belarus-posobie.pdf).

Гордость за Беларусь: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С. Г. Мусиенко; под ред. Д. А. Жука, М. В. Осипова. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2021. Часть 2 (с электронным приложением).

2 Гордость за Беларусь: учебное наглядное пособие для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С. Г. Мусиенко. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2020 (https://adu.by/images/2021/01/gordost-za-Belarus-plakaty.pdf) занять достойное место в сообществе других государств; осознание основных идей и принципов, на которых строится идеология суверенной Беларуси, понимание стратегических ориентиров нашей страны в сфере экономики, права, социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, спорта; формирование у подрастающего поколения нравственности, трудолюбия, уважения к традициям и общественным нормам, терпимого отношения к другой позиции и другому мнению.

Методические и информационные материалы для реализации проекта размещены на национальном образовательном портале (http://www.adu.by/ Школа Активного Гражданина), а также на сайте учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» в разделе «Школа Активного Гражданина».

При необходимости учреждение образования может дополнять информационные материалы актуальным для конкретного региона содержанием, а также включать вопросы по актуальным направлениям совершенствования системы профессионального образования.

Методические мероприятия по организации проекта ШАГ

Рекомендации по реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в учреждениях профессионально- технического и среднего специального образования в 2021/2022 учебном году

Мероприятия

22.09.2022 «Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина»

История белорусской государственности - основа гражданско-патриотического воспитания населения

26.05.2022 «Гордость за Беларусь. Произведено белорусами» (о развитии пищевой промышленности) (Презентация)

28.04.2022 «Гордость за Беларусь. Выращено белорусами» (о развитии сельского хозяйства) (Презентация)

24.02.2022 г. в УО «Минский государственный медицинский колледж» прошел информационно образовательный проект «ШАГ»

27.01.2022 Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный (Презентация)

23.12.2021г прошёл Единый день информирования для учащихся 1 курса по теме: «Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета».

25.11.2021г. в учреждении образования «Минский государственный медицинский колледж» прошел Единый день информирования для учащихся 1 курса по теме: ««Гордость за Беларусь. Всегда на связи»

В единстве народа – сила независимого государства

Беларусь и Россия: история становления и развития союзного государства.

8 апреля 2021 года в УО «МГМК» прошел единый день информирования

«Семья – опора государства, оплот свершений и побед».

«Школа Активного Гражданина»

23.12.2021г прошёл Единый день информирования для учащихся 1 курса по теме: «Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета».

© 2022 Минский государственный медицинский колледж

Дата последнего обновления информации на сайте