Информационно-образовательный проект "Школа активного гражданина"

Концепция проекта «ШАГ» («Школы Активного Гражданина»)

 

В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся будет организован единый день информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон.

В течение учебного года каждое учреждение образования осуществит девять тематических ШАГов. Каждый ШАГ предполагает последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений, лежащих в основе гражданской компетентности.

В «Школе Активного Гражданина» формируется готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и т.д.), готовность самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия. Основная задача – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.

Информационную поддержку данного мероприятия осуществляет Республиканское унитарное предприятие «Белорусское телеграфное агентство» (БелТА).

Структуру мероприятия составляют три взаимосвязанных содержательных блока:

ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.

ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.

ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия).

В ходе реализации ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущий ток-шоу (учитель, педагог-организатор, заместитель директора) информирует учащихся в соответствии с заданной темой. На данном этапе для участия в представлении информации можно привлечь учащихся (лидеров детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления). Рекомендуемое время реализации ШАГа 1 – 15 минут.

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php. В ходе общения с гостем учащиеся задают заранее подготовленные вопросы в фокусе темы единого дня информирования. Возможен вариант онлайн-встречи (при наличии технического обеспечения).

При отсутствии специально приглашенного гостя ведущий ток-шоу организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. Рекомендуемое время реализации ШАГа 2 – 20 минут.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины. Рекомендуемое время реализации ШАГа 3–10 минут.

При организации данного проекта рекомендуем использовать материалы статьи «Проект «ШАГ»: методический аспект» [Романовская, Л.А. Проект «ШАГ»: методический аспект / Л.А. Романовская // Выхаванне і дадатковая адукацыя. 2018. – № 12. – С. 10-11.], методические материалы, размещенные на Национальном образовательном портале https://www.adu.by/ru/ucheniky/shkola-aktivnogo-grazhdanina.html


Единый день информирования 2021/2022 учебного года

Рекомендации по реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в учреждениях профессионально технического и среднего специального образования в 2021/2022 учебном году.

Информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» (далее – ШАГ) реализуется в целях создания условий для участия обучающихся учреждений, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования (далее – учреждений профессионального образования), в обсуждении экономических, социальных, политических и духовных проблем общества, формирования политической и информационной культуры учащейся молодежи, активной гражданской позиции, готовности участвовать в общественно-политической жизни страны, выполнения гражданских ролей (законопослушного гражданина, избирателя, члена общественных организаций и т.д.).

В 2021/2022 учебном году в учреждениях образования продолжится реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» для учащихся 1курса. Ключевая идея реализации проекта «ШАГ» в 2021/2022 учебном году – рассказать обучающимся о важнейших достижениях Республики Беларусь за годы независимости с использованием результатов многолетних социологических исследований, характеризующих развитие различных сфер общественной жизни нашей страны. Данные исследования проведены Аналитическим центром ЕсооМ и стали основой проекта «Гордость за Беларусь», реализуемого совместно с газетой «СБ. Беларусь сегодня».

Материалы проекта нашли отражение в учебных изданиях «Гордость за Беларусь», которые выпущены в виде пособий для педагогов1 и учебного наглядного пособия (плакатов). Электронные версии данных учебных изданий размещены в свободном доступе на национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Организация воспитания). Мероприятия проекта «Школа активного гражданина» для обучающихся будут проводиться каждый четвертый четверг месяца в соответствии с примерной тематикой (Приложение 1). Реализация информационно-образовательного проекта ориентирована на осмысление учащейся молодежью политики устойчивого экономического и социально-политического развития, позволяющего Республике Беларусь Гордость за Беларусь: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С. Г. Мусиенко; под ред. Д. А. Жука, М. В. Осипова. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2020 (https://adu.by/images/2021/01/gordost-za-Belarus-posobie.pdf).

Гордость за Беларусь: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С. Г. Мусиенко; под ред. Д. А. Жука, М. В. Осипова. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2021. Часть 2 (с электронным приложением).

2 Гордость за Беларусь: учебное наглядное пособие для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С. Г. Мусиенко. Минск: Адукацыя і выхаванне, 2020 (https://adu.by/images/2021/01/gordost-za-Belarus-plakaty.pdf) занять достойное место в сообществе других государств; осознание основных идей и принципов, на которых строится идеология суверенной Беларуси, понимание стратегических ориентиров нашей страны в сфере экономики, права, социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, спорта; формирование у подрастающего поколения нравственности, трудолюбия, уважения к традициям и общественным нормам, терпимого отношения к другой позиции и другому мнению.

Методические и информационные материалы для реализации проекта размещены на национальном образовательном портале (http://www.adu.by/ Школа Активного Гражданина), а также на сайте учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» в разделе «Школа Активного Гражданина».

При необходимости учреждение образования может дополнять информационные материалы актуальным для конкретного региона содержанием, а также включать вопросы по актуальным направлениям совершенствования системы профессионального образования.

Приложение 1

Примерная тематика мероприятий проекта для учащихся 1курса в 2021/2022 учебном году.

Примерная тематика мероприятий

1. 23.09.2021 «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны» (о достижениях на всех уровнях основного образования).

2. 28.10.2021 «Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас – главная ценность» (о достижениях здравоохранения, фармацевтики)

3. 25.11.2021 «Гордость за Беларусь. Всегда на связи» (о достижениях в области информационно-коммуникационных технологий).

4. 23.12.2021 «Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета» (о Вооруженных силах, Пограничной службе,

Таможенной службе, МЧС).

5. 27.01.2021 «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь).

6. 24.02.2021 «Гордость за Беларусь. Путь к олимпийским вершинам» (о достижениях в области спорта и туризма).

7. 24.03.2021 «Гордость за Беларусь. Чиста средой» (о сохранении биоразнообразия, достижениях в области сохранения экологически чистой окружающей среды).

8. 28.04.2021 «Гордость за Беларусь. Выращено белорусами» (о развитии сельского хозяйства).

9. 26.05.2021 «Гордость за Беларусь. Произведено белорусами» (о развитии пищевой промышленности).

Документы, связанные с концепцией проекта «ШАГ»:

 Методические рекомендации по организации проекта «Школа Активного Гражданина»

Мероприятия

В единстве народа – сила независимого государства

Беларусь и Россия: история становления и развития союзного государства.

8 апреля 2021 года в УО «МГМК» прошел единый день информирования

«Семья – опора государства, оплот свершений и побед».

«Школа Активного Гражданина»

© 2021 Минский государственный медицинский колледж

Дата последнего обновления информации на сайте